Пророк Иеремия. История Евреев. Святой пророк иеремия Пророк иеремия время жизни и состояние общества

Пророк Иеремия (Ирмийя) в истории Израиля Давид Генис ... Картина кисти Рембрандта. На ней изображен уставший старик, знающий правду, в которую никто не хочет верить. Он видит и понимает кошмар всего творящегося вокруг него. Но он не в силах ничего изменить. Его призывы, его пророчества никто не хочет принимать всерьез. Его народ ждут серьезные, возможно, роковые, потрясения. Что он может еще сделать? Он видит то, что будет: "...вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет". Нет уже сил. И он, этот старик, сидит уставший, измученный, отвергнутый всеми. Луч света в рембрандтовском стиле освещает только лицо глубоко страдающего человека, только его высокий лоб мудрого пророка, и руку, это, кажется, сейчас то, единственное, что его еще поддерживает... На мой взгляд, это не просто портрет, это - образ трагедии еврейского народа, которая будет сопровождать его веками и тысячелетиями. Перед Вавилонским пленением - не верили. Перед римским разгромом - не верили и дрались между собой. Перед Холокостом не верили, что это возможно... И сейчас в Израиле вновь повторяется неверие в возможную катастрофу в расчете, что, как в Ноевом ковчеге, хищник с ланью мирно будут соседствовать. Но сегодня Ближний Восток совсем не тот библейский ковчег... Имя ему - Иеремия. Пророк Иеремия. Так его имя пишется в христианской русскоязычной Библии. В еврейской Библии (Танах) его имя произносится как Ирмийя (Ирмияху). Джоан Комэй в своей книге "Кто есть кто в Ветхом Завете" (1993) назвал его "гигантом еврейского пророчества". Известный историк С.М. Дубнов (1910): "...великий народный трибун, воплощенная совесть народа". Иеремии выпало жить в тяжелое для Иудеи время. Он родился около 645 г. до н.э. на территории колена Биньямина, в нескольких километрах от Иеруслима, в селении Анатоте. Это был городок левитов, храмовых священников. Отец, Хелкия, тоже был священником. Понятно, что мальчик получил хорошее религиозное образование в этой богобоязненной семье. Уже юношей он почувствовал в себе дар пророка. В Книге Иеремии (в Танахе и Ветхом Завете) читаем: "1:(4) И было сказано мне слово Г-сподне: (5) ... Я посвятил тебя, пророком народов Я поставил тебя. ...(9) И простер Г-сподь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Г-сподь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои". В 626 - 622 годах он начал выступать с проповедями. К тому времени уже наметился упадок могущества Ассирии. В Иудее это почувствовали. Усилилось стремление к возрождению национально-религиозных обычаев и образа жизни. Царь Иосия (Иошия) в 621 году начал ремонт здания Храма. К этому времени относят якобы случайную находку старинной священной книги, в которой были записаны законы и поучения. Дубнов считает, что священники просто прятали эту книгу (свиток) во время жестоких репрессий от предшествовавших царей. Когда царю Иошии прочитали текст, он был поражен тем, насколько современные ему обычаи, перемешанные с языческими, отличались от заветов Моисея. И еще его поразило, что выступления пророков были направлены именно на возрождение и исполнение законов Моисея, описанных в этом найденном свитке. Иошия восстановил роль Иерусалимского Храма как главного святилища и роль священников в жизни страны, изгнав язычников. Дубнов пишет: "Так совершилась в Иудее реставрация национальной религии и законодательства. Это была первая реформа в силу авторитета священной книги. Обнародованная при Иошии, она вошла в состав Торы под именем Второзаконие". В это время египетский фараон решил захватить часть слабеющей Ассирии и двинулся к Евфрату. Но царь Иошия отказался пропустить его войска, боясь попасть под владычество Египта. Произошла битва в долине Мегиддо, вблизи кармельских гор. Иудеи потерпели поражение, царь Иошия погиб. Хозяином страны стал фараон. Удар для народа был тяжелый. Почувствовав почти освобождение от гнета ассирийцев, попасть под гнет египтян, и под власть царя, поставленного египтянами и не поддерживавшего реформы Иошии... Опять начали торжествовать язычество, всяческие культы, разврат, произвол властей, усилились налоги. Тон выступлений, проповедей и пророчеств пророков изменились. Они стали обличать и царя, и аристократию, призывали их к раскаянию. Те в ответ начали применять карательные меры. Известный в то время пророк Урия, например, был схвачен, обезглавлен, труп выброшен. Несмотря на все жестокости, Иеремия не мог молчать. Он стал во главе оппозиции. Обращаясь к новому царю, он говорил: "...У тебя же глаза и сердце обращены только к корысти и пролитию невинной крови, к грабежу и произволу". И он предрекает царю (!): "Как погребают осла, так его похоронят, вытащат и бросят далеко от ворот Иерусалима". Иеремия "не мог щадить и пороки общества, ложь официальной религии, казенный патриотизм продажных государственных деятелей"(Дубнов). Уверен, будь пророк Иеремия сегодня, для него нашлось бы немало чего клеймить в современном Израиле... К сожалению великому, пророк не просто далекая история. Это и сегодняшний день. Вот его слова (пророк говорит всегда от имени Б-га): "Не убаюкивайте себя обманчивыми словами... вы крадете, убиваете и предаетесь распутству, лжете..., идете за чужими богами... Я отвергну вас". Тяжело... Не любят люди правду выслушивать. Древний грех "человеков". Во время одного из пророчеств Иеремии о том, что Храм будет разрушен в наказание за безверие, толпа потребовала его смерти. На суде пророк заявил: "Ягве велел мне говорить всё то, что вы слышали. Исправьтесь, послушайтесь Бога - и он отменит бедствие, которое предназначил вам. Я же в ваших руках; делайте со мною, что хотите". В 606 г. до н.э. Ассирия была разгромлена Вавилоном. Взошла звезда царя вавилонского Навуходоносора, эпоха Вавилонской империи. В Иерусалиме вновь возникло желание "горячих голов" потягаться, добиться независимости. Но силы были явно неравны. И Иеремия, предвидя, что борьба с могущественной Вавилонией к добру не приведет, призывает правительство и народ Иудеи примириться. Он считал, что в сложившейся ситуации главное в свободе духовной жизни народа. Он предсказывает, что в случае сопротивления Иерусалим будет разрушен. Это была трезвая оценка ситуации. Но в это никто не хотел верить. Но когда войска Навуходоносора подошли к Иерусалиму, царь изъявил покорность и обязался платить дань. Через три года, решив, что Вавилону не до него, царь отказался ее платить. Расплата последовала мгновенно. И царь с семьей, и многие "сановники, представители аристократических семейств, священников и оружейных мастеров, принадлежавших к антивавилонской партии, были вывезены в Вавилон" (Дубнов). Победители "посадили" на престол нового царя. "Царь Цидкия, человек нерешительный, менее всего пригодный для управления государством в момент острого кризиса, постоянно колебался между партией войны и партией мира, между политикой сопротивления и политикой покорности. ...Царь не направлял ход событий, а подчинялся ему" (Дубнов). И в какой-то момент его уговорили выступить против всесильного владыки. Иеремия, желая предупредить народ об опасности этого безумного шага, появился перед Храмом, надев на шею деревянное ярмо и повесив на себя цепи. Это было предупреждение. Но его опять не услышали. Царь и его сторонники пошли на конфронтацию. Чем кончилось? В июне 586 года войска Навуходоносора ворвались в Иерусалим. Началась резня. Сыновей царя Цидкии убили на его глазах, а его самого ослепили, заковали в цепи и отвезли в Вавилон. Храм Соломона и царский дворец разграбили, сожгли и разрушили. Крепостные стены Иерусалима разрушили. Многих жителей увели в плен. Так началось знаменитое Вавилонское пленение иудеев. Так был разрушен Первый Храм, Храм Соломона. Иеремия ушел в Мицпу, к северу от Иерусалима, к своему другу Годолии, который был назначен правителем страны. Но вскоре Годолия был убит. А его сторонники, решив, что на них может пасть подозрение, бежали в Египет, забрав с собой и Иеремию. И здесь он тоже выступал против поклонения чужим богам. В Египте он и умер в 580-м году до н.э. Иеремия известен благодаря "Книге Иеремии", самой большой из писаний Пророков. Она вошла и в еврейский Танах, и в христианскую Библию. Эта Книга стала свидетельством драматизма того времени для Иудеи, и исповедью одинокого и ранимого человека. "Ни один другой персонаж Ветхого Завета не рассказывает так трогательно о своем внутреннем конфликте" (Джоан Комэй). Вот что он говорит о себе: "16:1-8. И было сказано мне слово Г-сподне: Не бери себе жены, и пусть на месте этом не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей. ... Ибо так сказал Г-сподь: не входи в дом скорби и не ходи причитать, и не оплакивай их. ... И не входи и в дом пиршества, чтобы сидеть с ними, есть и пить". Он обращается и взывает к народу. Нет, не слушает его пророчества народ: "5:3 Г-споди! Ведь к истине (обращены) очи Твои! Ты бьешь их, а они словно не чувствуют; Ты сокрушаешь их, а они не желают внять наставлению; стали лица их тверже скалы, не желают возвратиться". И этот человек терзается и стонет, душа его говорит людям словами от Б-га, но они гонят пророка: "15:10. Горе мне, мать моя, что родила ты меня человеком раздора и спора со всею землею: никому не давал я в рост, и никто не давал в долг мне, а все проклинают меня". И мысль - уйти в природу, стать отшельником... Но уйти от людей, бросить их, не взывать к их разуму с предупреждением о грядущих бедствиях и призывом соблюдать веру отцов и заветы Моисея, он не в силах. "20:9. И сказал я (себе): не стану больше напоминать о Нем и не буду говорить именем Его; но было (слово Г-сподне) в сердце моем, как огонь пылающий, заключенный в костях моих; и извелся я, сдерживая (его), и не мог (более)". Пророк Иеремия (Ирмийя) - замечательный пример служения людям. Не занимая никаких должностей, не имея возможности что-либо делать конкретно, далеко не всегда пользующийся вниманием и поддержкой народа, а иногда и преследуемый, он всегда оставался криком совести и благоразумия. Он был активным борцом за высокую духовность своего народа. Несмотря на все несчастья, обрушившиеся на еврейский народ, он верил в его будущее и боролся за его будущее силой своего пророческого дара. Почитаем отрывки из главы 31 Книги Иеремии: (22) Так сказал Г-сподь, Б-г Йисраэйлев: еще скажут слово это в стране Йеудейской и в городах ее, когда возвращу Я пленных их: да благословит тебя Г-сподь, обитель правды, гора святая! (23) И (вновь) обоснуются в ней Йеудеи вместе со всеми городами своими - земледельцы и ходящие за стадом. (24) И напою Я душу утомленную, и насыщу всякую душу скорбящую. ...(26) Вот, наступают дни, - сказал Г-сподь, - когда засею Я дом Йисраэйля и дом Йеуды семенем человека и семенем скота. (27) И...буду Я бдительно следить за ними, чтобы строить и насаждать, - сказал Г-сподь. ...(30) Вот, наступают дни, - сказал Г-сподь, - когда с домом Йисраэйлевым и с домом Йеудиным Я заключу новый союз, (31) Не такой союз, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, (не такой) союз Мой, который они нарушили, несмотря на то, что Я был им владыкою, - сказал Г-сподь; Тут прерву чтение и сделаю короткую остановку. Вышеприведенные слова ("30. Я заключу новый союз") в христианской Библии (Синодальное каноническое издание) трактуется как "новый завет" и таким образом, мол, Иеремия предрек появление Нового Завета христиан. Но этот термин ввел впервые апостол Павел уже в новой эре, т.е. спустя несколько сот лет, "определяя самого себя и своих сотрудников "служителями Нового Завета" (см. Библию). Но что, на самом деле, говорит Иеремия дальше? А дальше идут такие слова: "(32) А такой союз, какой заключу Я с домом Йисраэйлевым после тех дней: - сказал Г-сподь, - вложу Я Тору Мою в глубину (души) их, и в сердце их впишу Я его, и буду Я им Б-гом, а они будут Мне народом. ...(35) Так же, как не исчезнут предо Мною законы эти, - сказал Г-сподь, - так и семя Йисраэйлево никогда не перестанет быть народом предо Мною . (36) Так сказал Г-сподь: как нельзя измерить (высоту) небес вверху и изведать основы земли внизу, так и Я не отвергну все семя Йисраэйлево ... сказал Г-сподь". Как видим, речь идет только о народе Исраэля и о Торе. И как бы ни хотелось христанской церкви всё переиначить и евреев в свое "лоно" записать, могу только ей посочувствовать. Сизифоф труд никогда не был успешным. И пророк Ирмийя потому в еврейском Танахе и истории еврейского народа ценится, что всю жизнь боролся за судьбу и чистоту души и веры евреев, еврейского народа, не мысля ни себя, ни народ свой, в другой вере... И насколько же убеждения, призывы и пророчества Пророка Ирмийи актуальны и сегодня... Давид Генис 28 июня 2008

Пророк Иеремия – сын Хелкина, левитского священника. Иеремия, вероятно, родился между 650 и 645 до н. э. в небольшом городке Анафофа, примерно в трех милях к северо-востоку от Иерусалима в земле Вениаминовой. Иеремию часто называют “плачущим пророком ”. Он почитается как один из великих пророков .

С самого детства пророка у Бога были планы на его будущее.

… прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. (Книга пророка Иеремии, глава 1).

На 13-м году правления царя Иудейского Иосии (ок. 627 г. до н. э.), Бог призвал Иеремию, когда тот был еще юношей:

Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать. (Книга пророка Иеремии, глава 1).

Бог запретил Иеремии брать себе жену. Иеремия должен был всецело посвятить себя служению Богу:

…не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем.

Жизнь и времена Иеремии

Иеремия был одним из Божьих пророков во времена правления пяти царей иудейских (Иосии, Иоахаза, Иоакима, Иехонии и Седекии). Иеремия стал свидетелем разрушения Иерусалима Вавилонянами в 586 г. до н. э.

Его пророческое служение длилось более 40 лет, в течение которых он создал и , которые вошли в Библию. Современниками Иеремии были пророки Софония, Наум, Аввакум, Даниил и Иезекииль.

Иеремия был представителем поколения, которое жило в окружении как языческих, так и ветхозаветных святынь. В начале пророческого служения Иеремии иудейскому царю Иосии было около 21 года. Иосия проводил серьезные реформы в целях возвращения Иудеи к Богу и к чистоте религиозных обрядов:

… будучи еще отроком, он начал прибегать к Богу Давида, отца своего, а в двенадцатый год начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и литых кумиров (Вторая Книга Паралипоменон, глава 34).

Бог призвал Иеремию на пророческое служение приблизительно через год после религиозных реформ царя Иосии. Стоит сказать, что до Иосии правил нечестивый царь Манассия, который возобновил практику детского жертвоприношения, которая все еще продолжалась во времена Иеремии. (Упоминания об этом можно найти в Книге пророка Иеремии — главы 7, 19 и 32).

Задачей служения Иеремии было выявить греховность и рассказать о тяжких последствиях ее игнорирования. Иеремия надеялся на полное духовное возрождение Иудеи, однако вскоре произошла трагедия – праведный царь Иосия внезапно умер в возрасте 39 лет. Весь народ оплакивал его смерть, исключением не стал и пророк Иеремия.

Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих. (Вторая книга Паралипоменон, глава 35)

В конечном счете оказалось, что реформ Иосии было недостаточно, чтобы очистить Иудею от языческих обрядов, введенных нечестивым Манассием. Божий народ нарушил свой завет с Богом. Они оставили Бога и повсеместно поклонялись ложным богам.

Через пророка Иеремию Бог предупредил народ Свой о предстоящей гибели Иерусалима от захватчиков с севера.

И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. (Книга пророка Иеремии, глава 1)

Иеремия изобличал грехи людей, в том числе гордость и неблагодарность по отношению к Божьей милости. Он также выступал против идолопоклонства, прелюбодеяния, угнетения иноземцев, вдов и сирот, лжи и клеветы, нарушения субботы и пр.

Иеремия предупреждал, что последствия греха будут страшными: народ столкнется с голодом, затем придут захватчики и народ будет взят в плен.

Иеремия стал свидетелем исполнения Божьего предупреждения. Он видел стихийные бедствия и разрушение Иерусалима. Вавилонский царь Иоаким неоднократно нападал на города Иудеи. Вскоре Иерусалим был разрушен. Иеремия жил в Иерусалиме в эти страшные годы. Он стал свидетелем блокады и уничтожения города вавилонянами под предводительством Навуходоносора.

Преследования Иеремии.

Когда царь Иосия умер, Иеремия как пророк Божий испытал трудности. Его проповеди привели к тому, что он стал получать угрозы. Жизнь его в родном городе была опасной. В родном городе Анафофе недовольные пророческой деятельностью Иеремии жрецы языческого храма сговорились убить его. Даже родственники Иеремии участвовали в этом заговоре. Однако, Господь раскрыл заговор, чтобы Иеремия остался жив и продолжил свою деятельность. Иеремии пришлось покинуть родной город и уехать в Иерусалим.

Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. (Книга пророка Иеремии, глава 12)

Его преследовали и в Иерусалиме. Священник по имени Пасхор преследовал пророка и посадил его в колодки у верхних Вениаминовых ворот. Иеремия стал всеобщим посмешищем и предметом всеобщего глумления.

Вскоре по приказу царя Иеремию снова наказали за его пророчества о катастрофах, с которыми столкнется народ Израиля. Иеремию поймали и опустили на веревках в яму с грязью. От смерти Иеремию спас Авдемелех Ефиоплянин, один из рабов-евнухов, который уговорил царя отпустить Иеремию.

После этого случая пророк Иеремия не перестал нести слово Божье, хотя и пытался остановиться. Однако слова Божия полыхали как огонь в его сердце, и он не мог удержать их.

Бог сказал Иеремии, что даст ему силы, чтобы вынести все гонения.

И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь. (Книга пророка Иеремии, глава 15)

Иеремия и лжепророки.

В то время как Иеремия пророчествовал о грядущих катастрофах и Божьем суде, другие пророки говорили о мире и процветании. Иеремия выступал против таких лжепророков.

Согласно книге Иеремии, в период правления царя Седекии Господь повелел Иеремии рассказать народу о грядущих завоеваниях вавилонян. Пророк Анания наиболее резко критиковал упаднические послания Иеремии.

Послание Бога через Иеремию

Через своего пророка Бог сообщал людям, что они должны вернуться к Богу. Также Бог говорил о надвигающемся суде над Иудою и о будущем мессианском царстве.

Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. ((Книга пророка Иеремии, глава 23)

Также через пророчества Иеремии Господь говорит, что будет защищать евреев время их пребывания в Вавилоне, а также обещает возвращение в Иудею после 70 лет плена.

возвращу плен Иуды и плен Израиля и устрою их, как вначале (Книга пророка Иеремии, глава 33)

Иеремия дает надежду всему народу Божьему. Он обещает, что

  • Бог вернет остаток в Иудею, чтобы восстановить Иерусалим и храм,
  • Потомок Давида будет служить Богу и направлять свой народ-отсылка к пришествию Иисуса Христа,
  • Будет воссоединение Северного и Южного царства и единый народ будет жить в Царстве Бога,
  • Бог исцелит духовные раны своего народа и восстановит свой Завет с ними.

Жизнь и пророчества Иеремии говорят нам о том, что Бог милостив и долготерпелив в борьбе с грехами и невежеством людей, но Он не будет терпеть их грехи вечно. Господь говорил через пророков с народом Израиля, призывая людей обратить свои сердца к Богу.

Иеремия с сочувствием относился к Северному царству, а также высказывал большое уважение к пророку Осии.

Следует сказать, что во время Вавилонского плена, вавилоняне оказали большое почтение пророку и разрешили ему самому выбрать место жительства.

Пророк Иеремия почитается в иудаизме, христианстве и исламе.

В иудейской раввинской литературе Иеремия часто упоминается в сравнении с Моисеем. В их судьбах находят много общего. Например:

  • Моисей и Иеремия пророчествовали в течение 40 лет,
  • Родственники обоих пророков отвернулись от них,
  • Моисей был брошен в воду, а Иеремия в яму с грязью;
  • И Моисей, и Иеремия были спасен рабами.

Иеремия также почитается пророком в Исламе. Хотя он и не упоминается в Коране, однако в исламской религиозной литературе можно найти множество упоминаний о нем, а также о разрушении Иерусалима.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Пророк Иеремия жил спустя 100 лет после Исаии (первого). В это время Ассирия начала терять своё могущество, а власть Вавилона становилась всё сильнее. Падение Ассирии не могло быть предотвращено даже с помощью Египта. Заключив союз с мидийцами, вавилонский царь Набопаласар в 612 г. до н. э. занял столицу Ассирии Ниневию .

    Иеремия, пожалуй, живее, чем его современники, реагировал на сложные внешнеполитические проблемы. Стремясь спасти свою родину, он приложил немало усилий для того, чтобы повернуть политику царедворцев в иное русло, однако его попытки не увенчались успехом. Оправдались его пророчества: крах официальной политики, падение Иерусалима, бедствия народа. Выходец из семьи священника, Иеремия начал пророчествовать совсем молодым, во времена правления Иосии. Свою миссию, как и Исаия, он сводит к Божественному предназначению: «И было ко мне слово Яхве: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя…

    И простер Яхве руку свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Яхве: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер. ).

    Иеремия испугался столь великой задачи, считая себя слишком молодым: «О, Яхве, Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер. ). И позднее Иеремия считал задачу непосильной для себя, хотя и сделал всё для выполнения миссии пророка.

    Не добившись успеха, он горько жаловался Яхве: "Ты влек меня, Яхве,- и я увлечен, ты сильнее меня - и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я,- кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Яхве обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: «не буду я напоминать о нем и не буду более говорить во имя его». В начале своей деятельности Иеремия поддерживал царя Иосию, стремившегося восстановить единый культ Яхве. Он прилагал все усилия для того, чтобы народ сохранил договор с Яхве и отвернулся от чужих богов. Когда же в стране с помощью царя был введен единый культ Яхве, то Иеремия на время отказался от пророчеств, поскольку считал свою деятельность бесполезной.

    Но вскоре он пришел к выводу, что народ нуждается в его словах. С ослаблением власти Ассирии в стране начали распространяться настроения самоуспокоенности, что привело к ошибочной внешней политике. Иудейские политики недооценили силу Вавилона и искали союза сначала с Египтом, а потом с Ассирией. По наущению Египта они выступили против вавилонского царя Навуходоносора II и отказались платить ему дань. Все это привело к карательным походам вавилонского царя против Иудеи, ранее предсказанным пророком, а затем и к полному уничтожению иудейского государства.

    Заметим, что выступать с подобными пророчествами особого труда не составляло. Для проницательного человека было ясно, что Вавилон не смирится с отказом иудейских правителей платить ему дань. Иеремия ясно видел опасность политики Иудеи и её катастрофический исход. Он выступал против заключения всевозможных союзов, подверг критике отказ от выплаты дани. Он предсказывал, что надежды иудейских политиков на союз с земными царями тщетны, их ждет наказание, падет Иерусалим и будет разрушен храм. За эти пророчества Иеремия был обвинен в предательстве и богоотступничестве. Ведь Яхве обещал защитить свой народ и храм, Иеремия же проповедует падение города, тем самым подвергает сомнению слова Бога.

    Иеремия записал своё пророчество и переслал его царю Иоакиму. Когда царю зачитали это полное угроз послание, он разорвал свиток на клочки и сжег их. Иеремия с помощью своего ученика Варуха вновь записал свои пророчества, дополнив их новыми угрозами.

    Иеремия совершал немало, если можно так сказать, символических поступков, которые должны были подчеркнуть возможные печальные последствия неверной политики, наступление катастрофы. Так, он получил от Яхве повеление разбить глиняный кувшин, который разлетелся на тысячи осколков. Тем самым он хотел показать, как будет рассеян народ израильский в разных концах мира. За это он был закован в колоду.

    В другой раз Иеремия взял льняной пояс и, отнеся его к Евфрату, спрятал в расселину скалы, где пояс постепенно сгнил. Подобная судьба предсказывалась иудейскому народу. Перед царем Седекией Иеремия появился с ярмом на шее, подчеркивая грядущую судьбу народа, который будет нести ярмо Яхве, если не прислушается к словам пророка. Слуги сняли ярмо с шеи Иеремии, но тот надел новое железное ярмо и вновь предстал перед царем.

    Исполнение пророчества Иеремии стало для него величайшей личной трагедией.

    Во время осады Иерусалима он с болью в сердце провозглашал, что наступил обещанный суд Яхве. В то же время подчеркивал, что это еще не конец, не полное уничтожение, что наступит счастливое время, когда Яхве подарит Израилю и Иудее радость, заключит новый завет с народом. Тогда законы будут записаны не на скрижалях, а в сердце каждого верующего.

    После падения Иерусалима большинство жителей было уведено Навуходоносором II в плен в Вавилон. Начальником оставшихся стал Годолия . Он выпустил Иеремию из темницы, где тот находился по обвинению в предательстве, и позволил ему выбирать одно из двух: или он пойдет с большинством жителей в Вавилон, или же останется на родине. Иеремия выбрал последнее. Примечательно, что за несколько лет до этого, отец Годолии Ахикам (англ. ) тоже спас пророка от неминуемой смерти, когда Иеремии угрожала расправа от руки разъяренной черни за его обличительные речи .

    Оставшаяся на родине радикальная группа иудеев, будучи недовольна правлением Годолии, организовала заговор и убила его . Затем, боясь мести вавилонского царя Навуходоносора, они бежали в Египет, взяв с собой пророка.

    Начиная с этого времени след Иеремии теряется. По традиции полагают, что он умер в Египте.

    Личность пророка Иеремии

    Иеремию все знают как плачущего пророка. Существует даже такой термин «иеремиада» для обозначения горестных жалоб и сетований.

    «Иеремия плачет о прежних их бедствиях и сетует о пленении Вавилона. Как не пролить было горьких слез, когда стены раскопаны, город сравнен с землею, святилище разрушено, приношения разграблены… Пророки умолкли, священство отведено в плен, к старейшинам нет милости, девы предаются поруганию… песни заменены плачем. Всякий раз, когда читаю … слезы льются сами собой…и я плачу с плакавшим пророком» (свт. Григорий Богослов).

    Как человек, как личность, пророк Иеремия пережил огромную внутреннюю драму (диак. Роман Штаудингер): Он родился в семье благочестивого священника, ему предстоял тоже путь священства, служения в Храме, он, вероятно, женился бы, радовался вместе с супругой успехам своих детей и т. д. Но Бог призывает его на особое служение, которое требовало отречься от себя совсем, от всех планов, комфорта, удовлетворения каких-то своих личных нужд.

    И призывает Бог не зрелого умудренного опытом Иеремию, а совсем еще мальчика, ему было около 15-20 лет. И Бог не приемлет возражений, а говорит, что «прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя».

    Следующая жертва, которой потребовал Бог от Иеремии, это его любовь к собственному народу. Конечно, Господь не запретил любить народ, напротив, ведь ради его блага Иеремия шел на жертвы. Но нелегко было любящему сердцу (блаженный Феодорит даже называет его «мать Иерусалима» за его истинно материнскую любовь) вместо благоденствия и счастья предрекать народу гибель и разрушения, отвержение Богом. И в сокрушении сердца вновь плачет Иеремия: «Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится».

    А каково было ветхозаветному еврею, который знал Закон и строил по нему жизнь, услышать от Бога своего: «не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей…». Путь безбрачия был неведом ветхозаветным евреям. Брак считался божественной заповедью, дети - свидетельством Божиего присутствия в семье и Его благословения.

    Но пророк Иеремия смог выдержать и воскликнул в конце концов: «Господи, сила моя, и крепость моя, и прибежище мое в день скорби!».

    Внутренняя драма пророка сопровождалась и внешней драмой, обусловленной его отношениями с народом Божиим:

    Состояние евреев на тот момент ранило сердце пророка: «оставили источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды». Отсюда наблюдалось в народе нравственное падение такой глубины, что даже Господь велит Иеремии: «отгони их от лица Моего, пусть они отойдут». «Пророк болезнует о них…чрево его и чувства сердца его болят, уподобляется он матери, терзающейся о гибели детей» (блж. Феодорит). «Иеремия старался найти какое - нибудь оправдание грешникам…» (свт.Иоанн Златоуст).

    Неудачи проповеди как среди бедняков, так и у знатных, а в результате - острое чувство одиночества.

    Бог отвергает молитвы пророка о народе:

    «Ты же не проси за этот народ, и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя».

    Но за что? «Есть ли такой мудрец, который понял бы это? И к кому говорят уста Господни - объяснил бы, за что погибла страна и выжжена, как пустыня, так что никто не проходит по ней? И сказал Господь: за то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; а ходили …вослед Ваалов…».

    Св. Кирилл Александрийский назвал оплакиваемых пророком «богоубийцами» за сознательное отречение от благословения Бога.

    Блж. Иероним : «За то, что оставили Его закон, …и пошли по нечестию сердца их».

    Блж. Феодорит: «Покаяние могло бы угасить огонь гнева, а поскольку его нет, то никто не в состоянии избавить от наказания».

    Кроме любящего по-матерински сердца, в Иеремии жила еще праведная ревность по Богу: «Поэтому я преисполнен яростью Господнею, не могу держать её в себе; изолью её на детей на улице и на собрание юношей…». Эта ревность не дает пророку покоя: «Но, Господи Саваоф, Судия праведный, …дай увидеть мне мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое». В его мыслях и поступках нет места компромиссу с грехом.

    Все внешние отреклись от него: земляки, потому что он внушал им ужас своими угрозами и зависть своим превосходством над прочими священниками; правящие круги Иерусалима; все еврейское общество, цари (например, Иоаким посадил его в темницу).

    Но у Бога ничего не бывает напрасно. Казалось бы, такие чрезмерные незаслуженные муки такому праведнику, за что? Ни за что, а ради того, чтобы через все страдания в сознании пророка Иеремии произошел переворот: он по-новому увидел Бога.

    «Бог не напрасно попустил пророку испытать скорби; но, поскольку он готов был молиться за беззаконных, то с намерением убедить, чтобы не признал он человеколюбивым себя, Сокровище же благодати немилосердным, Бог попустил это восстание на него иудеев» (блж. Феодорит).

    Через все это Иеремия увидел любовь Божию к народу, к человеческому роду. Бог перестал быть для него карающим детей за вину отцев. Бог предстал пред Иеремией Многомилостивым и дал учение о новом завете: «наступают дни, когда Я заключу с домом Израиля и домом Иуды новый завет… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его…все сами будут знать Меня…Я прощу беззакония их…и вся долина пепла и трупов, и все поле до потока Кедрона, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадется вовеки».

    Борьба с лжепророками внутри народа Божия: пример борьбы - глава 28 - борьба с Ананией, который был один из многих.

    В годы служения Иеремии лжепророки успокаивали бдительность народа мнимым благополучием, а когда беды все же посыпались на Иерусалим, они обещали, что все это продлится недолго. Они даже придумали новый способ погашать проповедь богоносных пророков: когда истинный пророк говорил, возбужденная лжецами толпа начинала смеяться и отпускать на его счет шуточки.

    На их фоне Иеремия выглядел, с одной стороны, бунтарем, возмутителем общественного спокойствия, которого обличали в вероломстве. С другой стороны, он выступал и как безжалостный реформатор, сокрушавший предрассудки иудеев об их исключительности, проповедовавший некое «обрезание сердца», боровшийся с национальной гордыней народа избранного.

    Личные особенности Иеремии

    В книге пророка Иеремии отражаются с особенною рельефностью личные свойства её автора. Мы видим в нем мягкую, уступчивую, любящую натуру, которая представляет удивительный контраст той неуклонной твердости, с какою он действовал в сфере своего пророческого призвания.

    В нем, можно сказать, было два человека: один, находившийся под действием немощной человеческой плоти, хотя и облагороженной в своих порывах, и другой - всецело стоявший под действием всемощного Духа Божия. Конечно, плоть покорялась духу, но пророк от этого страдал чрезмерно.

    Юношею пророк с охотою принял на себя свою высокую миссию, но потом, когда взятое им на себя дело изолировало его от других людей, превратило его во «врага народа», - его чувствительное сердце стало страдать очень сильно.

    Положение его можно было назвать в высокой степени трагическим: он должен был обращать отступившей от Иеговы народ к Богу, зная хорошо, что его призывы к покаянию останутся безрезультатными. Он должен был постоянно говорить о страшной опасности, угрожавшей Иудейскому государству, и оставаться непонятым никем, потому что его не хотели понять! Как он должен был страдать, видя непослушание народа, который он любил и которому однако не мог пособить…

    Как должно было его тяготить клеймо, наложенное на него общественным мнением как на государственного изменника… Делом великого мужества поэтому было то, что Иеремия, несмотря на такое обвинение, висевшее над его головою, по-прежнему продолжал говорить о необходимости подчиниться халдеям.

    То обстоятельство, что Господь не желал даже принимать его молитв за иудейский народ и неприязненное отношение к нему всех иудеев, даже родных, - все это доводило пророка до отчаяния, и он думал только о том, как бы ему уйти в далекую пустыню, чтобы там оплакивать участь своего народа.

    Но слова Божии в его сердце горели как огонь и просились наружу - он не мог оставить своего служения и Господь твердою рукою продолжал вести его по раз избранному трудному пути. Иеремия не оставлял борьбы с ложными пророками, стремившимися бессознательно погубить государство и оставался железным столпом и медною стеною, от которой отражались все нападения его врагов.

    Конечно, выраженные пророком чувства недовольства и отчаяния его проклятия своим врагам ставят его несравненно ниже Того Сына Человеческого, Который страдал от Своих соплеменников, не издавая жалоб и никого не проклиная даже в момент Своей страдальческой кончины.

    Но во всяком случае среди пророков никто не был по своей жизни и страданиям более рельефным прообразом Христа, чем Иеремия.

    И уважение, какое питали к нему иудеи, проявлялось иногда вопреки их желанию. Так Седекия дважды советовался с ним, а иудеи, не послушавшие совета Иеремии относительно удаления в Египет, все-таки взяли туда его с собою как бы какой священный Палладиум.

    Иеремия и Второзаконие

    Исследователь Библии Барух Халперн (en:Baruch Halpern) предположил, что Иеремия - это и есть автор Второзакония . Основным аргументом является сходство языка: Второзаконие и книга Иеремии близки по стилю, используют одни и те же устойчивые выражения. Например, во Второзаконии много раз встречаются инструкции о том, как надо и как не надо поступать с самыми обездоленными социальными группами: «Вдова, сирота, пришелец» (Втор 10:18, 14:29, 16:11, 16:14, 24:17, 24:19-21, 26:12-13, 27:19), такие же инструкции по отношению к тем же группам дает Иеремия (Иер 7:6, 22:3). Это тройное сочетание - вдова, сирота, пришелец - используется во Второзаконии и в книге Иеремии - и больше нигде в Библии.

    Есть и другие примеры одинаковых или очень близких выражений, которые встречаются только во Второзаконии и книге Иеремии: например выражение «Воинство небесное» (в значениие «звезды») (Втор 4:19, 17:3, Иер 8:2, 19:17), «обрежьте крайнюю плоть сердца вашего» (Втор 10:16, Иер 4:4), «Господь вывел вас из печи железной, из Египта» (Иер 11:4 Втор 4:20) «всем сердцем и всей душой». (Втор 4:29 10:12; 11:13; 13:4, Иер 32:41).

    Есть и другие признаки. Например, есть основания полагать, что и автор Второзакония, и Иеремия имеют отношения к священникам Силома. Второзаконие выглядит написанным в интересах священников Силома. А Иеремия - единственный пророк Библии, который вообще упоминает Силом. Причем, он называет Силом «местом где Я [Бог] прежде назначил пребывать имени Моему», а во Второзаконии этими словами обозначается единственное законное место жертвоприношений. Причем, последний законный священник Силома, Эвиатар был выслан Соломоном в Анатот, а Анатот - это родина Иеремии. Кроме того, Иеремия - единственный пророк, который упоминает о Самуиле, более того - он ставит его рядом с Моисеем, как равнозначные величины (Иер 15:1), а деятельность Самуила связана с Силомом.

    Кроме того, в первом стихе книги Иеремии сказано, что Иеремия был сыном Хелкии, а Хелкия - это тот самый свящненник, который «нашёл» Второзаконие во время ремонта Храма. Случайное совпадение имен тут маловероятно, так как в исторических книгах Библии и в книгах ранних пророков другого человека по имени Хелкия не встречается (хотя встречается в некоторых поздних книгах - Неемии, 2 Ездры, Даниила)

    Священная Библейская история Ветхого Завета Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

    Пророк Иеремия.

    Пророк Иеремия.

    Иеремия жил приблизительно сто лет спустя после пророка Исаии, во второй половине VII века. Он проповедовал в ту трагическую эпоху, когда приближалось и совершилось падение Иудейского царства. Сын священника, он принадлежал к потомкам древнего священнического рода, ведущего свою родословную от первосвященника Авиафара. К пророческому служению был призван Господом в ранней молодости, в 626 году, на тридцатом году правления царя Иосии. Господь явился Иеремии и сказал, что Он еще до рождения избрал его пророком для народов. Но Иеремия стал отказываться от пророчества, ссылаясь на свою молодость и на то, что он не умеет красноречиво говорить. Тогда Господь коснулся его уст и сказал: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои» . И далее Господь предупреждает его: «Смотри, я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1:9–10).

    Получив такое повеление от Господа, пророк Иеремия в продолжение сорока лет нес нелегкое бремя своего пророческого служения еврейскому народу. В отличие от других пророков Иеремию называют плачущим пророком. Любя свое отечество всей душой, он с горькими слезами обличал нечестие своих современников и предсказывал им грядущее на них бедствие. Он предсказал, что Иудейское царство будет покорено нововавилонским царем Навуходоносором II, Иерусалим, и храм будут разрушены до основания, а народ будет уведен в Вавилон, где пробудет в неволе семьдесят лет. Для того, чтобы показать иудейскому народу, что произойдет с ним в недалеком будущем, пророк по повелению Божию надел на себя сначала деревянное, а затем - железное ярмо ив таком виде ходил по улицам Иерусалима. Однажды он купил у горшечника глиняный кувшин и на глазах старейшин города разбил его. При этом он сказал: «Так говорит Господь Саваоф: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд… .(Иер. 19:11).

    Пророк выступал против военного союза с Египтом и советовал царю Седекии подчиниться Навуходоносору. Развращенный народ не любил пророка за то, что он говорил правду и обличал его в нечестии, а проегипетская группировка обвинила его в измене и пораженческих настроениях. Иеремию посадили в тюрьму. Но пророк был непоколебим. Едва выйдя на свободу, он продолжал свою деятельность во имя спасения родины и народа.

    Но вот, наконец, наступили печальные дни для Иудейского царства, о которых много раз напоминал пророк своему народу. В 586 году Навуходоносор разрушил Иерусалим и храм, а иудейский народ увел в плен. Пророку Иеремии Навуходоносор разрешил остаться на родине. Оставшись в разрушенном Иерусалиме, Иеремия горько оплакивал бедствия своего отечества и народа. Свою скорбь он изложил в священной книге, которая впоследствии была названа «Плач Иеремии». Вскоре в Иудее вспыхнуло восстание против Вавилона. Боясь ответственности за беспорядки, многие иудеи бежали в Египет. Вместе с собой они увели и пророка Иеремию. Существует предание, что в Египте пророк был побит камнями своими соотечественниками.

    Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

    Пророк Иеремия. Иеремия жил приблизительно сто лет спустя после пророка Исаии, во второй половине VII века. Он проповедовал в ту трагическую эпоху, когда приближалось и совершилось падение Иудейского царства. Сын священника, он принадлежал к потомкам древнего

    Из книги Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I автора Соколов Николай Кириллович

    Пророк Иеремия Жизнь Иеремии и содержание его пророчеств невозможно осмыслить без понимания всей сложности того исторического процесса, ключевой фигурой которого он являлся. Это было в царствование последних царей Иудеи Иосии (640–609 гг.), Иоакима (609–589 гг.) и Седекии

    Из книги Введение в Ветхий Завет. Конспект лекций автора Шихляров Лев

    7.4. Пророк Иеремия. В первой трети VII в. до Р. Х. в Израиле начал пророческое служение великий Иеремия, происходивший из священнического рода местечка Анатот. Ягвэ предвидит душу Иеремии, его призвание не случайно: «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя и …

    Из книги Код завета. Библия: ошибки перевода автора Гор Оксана

    Пророк Иеремия против Иисуса В очень долгой литании о предках Иисуса можно разобрать следующее: «…Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля…» И вот, наконец, спустя

    Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

    Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

    Пророк Иеремия Иеремия был призван Богом к пророческому служению вскоре после смерти Исаии и незадолго до вавилонского пленения. Господь явился ему, коснулся уст его и сказал: «Вот Я вложил слова Мои в уста твои и поставил тебя над народами и царствами. По твоему слову они

    Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

    Падение Иудейского царства. Пророк Иеремия Долго терпел Господь грехи иудейского народа и ждал покаяния, но народ не исправился. Через пророка Иеремию Бог ясно предсказал, что за свое нечестие народ иудейский будет покорен и отведен в плен вавилонянами, и что иудеи будут

    Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

    Как пророк Иеремия характеризовал подданных последнего иудейского царя Седекии? Седекия (первоначально его звали Матфания) был последним иудейским царем из династии Давида, третьим сыном царя Иосии. В мае 597 года вавилонский царь Навуходоносор II сверг иудейского царя

    Из книги Иллюстрированная Библия автора

    Как пророк Иеремия относился к оптимистическим пророчествам? Об отношении Иеремии к оптимистическим пророчествам свидетельствует следующий факт. В сентябре 593 года до нашей эры пророк Анания из Гаваона заявил в иерусалимском храме «пред глазами священников и всего

    Из книги Исагогика. Ветхий Завет автора Мень Александр

    Пророк Иеремия. Иеремии 1:11-19 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось. И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты?

    Из книги Введение в Ветхий Завет автора Шихляров Лев Константинович

    §8 Пророк Иеремия: жизнь и служение (до 597 года) О жизни и личности св. пророка Иеремии в Библии содержится больше сведений, чем о каком-либо другом пророке-писателе. И это не случайно. Иеремия - великий провозвестник личной религии, «религии сердца», приоткрывший людям мир

    Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

    7.4. Пророк Иеремия В первой трети VII в. до Р. Х. в Израиле начал пророческое служение великий Иеремия, происходивший из священнического рода местечка Анатот. Ягвэ предвидит душу Иеремии, его призвание не случайно: "прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя и …

    Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

    Пророк ИЕРЕМИЯ 1/14 мая Святой пророк Иеремия родился в Анафофе, городе священническом, в пределах колена Вениаминова, недалеко от Иерусалима. Сын священника Хелкии, он был предызбран и предназначен к пророческому служению, подобно Самуилу (см.: 1 Цар. 2), еще прежде

    Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

    Пророк Иеремия Пророк Иеремия жил приблизительно сто лет спустя после пророка Исаии, во второй половине VII века до н. э. К пророческому служению он был призван в ранней молодости. В продолжение сорока лет он нес нелегкое бремя пророческого служения еврейскому народу.

    Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

    XLV Падение царства Иудейского. Пророк Иеремия. Гибель Иерусалима. Пленение Вавилонское По смерти Иосии царство Иудейское в действительности подпало под владычество Египта, фараон которого Нехао сумел настолько поднять могущество своего государства, что перед ним

    Из книги автора

    18. Иеремия – печальный пророк Пророк как воин Как и большинство пророков, обличал своих соплеменников и призывал их к покаянию священник по имени Иеремия, проповедовавший в Иерусалиме и его окрестностях во второй половине VII века до н. э. Его призвание произошло в очень

    Иереми́я (VI в. до н.э.), второй из четырех великих пророков Ветхого Завета

    Сын священника Хелкии из города Анафофа , близ Иерусалима . Жил за 600 лет до Рождества Христова при израильском царе Иосии и четырех его преемниках.

    К пророческому служению был призван на 15 году своей жизни, когда Господь открыл ему, что прежде рождения Он определит его быть пророком . Иеремия отказывался, указывая на свою молодость и неумение говорить, но Господь обещал всегда быть с ним и охранять его. Он коснулся уст избранника и сказал: "Вот Я влагаю слова Мои в уста твои, поручаю тебе с сего дня судьбу народов и царств. По твоему пророческому слову они будут падать и восставать" (Иер. 1, 9 - 10). С того времени двадцать три года пророчествовал Иеремия, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. Он останавливался в воротах города, у входа в храм, всюду, где собирался народ, и увещевал с угрозами и нередко со слезами. Но люди отвечали ему насмешками, ругательствами и даже покушались его убить.

    Память Иеремии чтилась высоко: он считался одним из предтечей Мессии (Мф. 16, 14). История его жизни и деятельности изложена в его книге, под заглавием "Книга пророка Иеремии ". Иеремии принадлежит также книга под названием "Плач Иеремии ", а также приписывается особое "Послание к вавилонским пленникам "; но этого послания нет в еврейской Библии, и в русском издании Библии оно переведено с греческого.

    О временах, когда он жил и пророчествовал, говорится в 4-й Книге Царств ( , , ), во 2-й Книге Паралипоменон (

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: